На днях к нам в редакцию обратился читатель, который уже не первый год, как говорится, живёт «на земле» и не понаслышке знает, к чему приводит от души насыпанная зола на улицах и проезжей части. Конечно же, оставить без внимания его просьбу — помочь разобраться со шлаковым «беспределом» на сельских дорогах — мы не могли, поэтому выехали на место «происшествия» в село Панфилово.
Объектом нашего интереса была улица Орловская (неподалёку от кафе «Цезарь»), где, по словам очевидцев, неизвестные «доброжелатели» уже не первый раз щедро посыпают дорогу и обочину проезжей части золой.
— В ненастные дни, когда угольная зола смешивается с выпавшими осадками, ходить здесь просто невозможно. На обочине дороги образуется каша, которая липнет к обуви, — поделилась наболевшей проблемой местная жительница. – В сухую и ветреную погоду это место нужно вообще стороной обходить, иначе зольная пыль будет не только на волосах и одежде, но и на зубах.
Зольные плантации и терриконы, которые, между прочим, насыщены тяжелыми металлами и токсинами, для села Панфилово (и, к сожалению, не только для него) вообще дело привычное. К примеру, на улице Береговая практически всю зиму лежит 40-метровая дорожка из золы, а местами даже возвышаются полутораметровые отвалы. Стоит заметить, что рядом с домами стоят мусорные контейнеры, куда как раз и необходимо выбрасывать остывшие золошлаковые отходы. Но, судя по всему, кое-кто из сельчан придерживаются правила: со двора золу долой, а там хоть трава не расти.
— Куда мне её девать? — с удивлением произнёс житель частного дома. – Под забор и сарай нельзя, ведь пожар может случиться. Для овощей в огороде я целую бочку золы припас. Я же всем лучше делаю, засыпаю ямы на улицах. Весной ещё меня вспомните добрым словом!
Впрочем, с подобным способом утилизации угольной золы большинство панфиловцев категорически не согласны. Они уверены, что в так называемом «дорожном строительстве» с помощью золы и шлака минусов больше, чем плюсов. И то, что золошлаковые отходы улучшат дорожное покрытие, большинство местных жителей считают полным абсурдом. Но зато они ни капли не сомневаются в том, что по весне вместе с ручьями одни из самых опасных химических элементов из таблицы Менделеева попадут к ним в огороды.
— Кто бы и что ни говорил, но я знаю, что зола и шлак от каменного угля считаются вредными удобрениями, — говорит сельчанка. – А я не хочу травить своих родных и близких!
Что ж, местных жителей вполне можно понять, ведь за практичностью и смекалкой некоторых сельчан стоит не что иное, как самая обычная скупость, которая, по всей видимости, не даёт им лишний раз донести до контейнера ведро с золой. «Зачем я буду заполнять бак пустячным мусором, а потом ещё и тратить деньги на его вывоз, когда проще складировать это добро за оградой?» Вот так думают рачительные граждане.
Чтобы выяснить, какое наказание предусмотрено для тех, кто не доносит золу до контейнеров, мы обратились к участковому уполномоченному отдела МВД России по Ленинск-Кузнецкому муниципальному округу капитану полиции Александру Елсукову. Несколько раз в год Александр Владимирович выводит «добросовестных» хозяев из шлакового «забвения» и знает, что зачастую в таких ситуациях остановить людей может только закон.
— С проблемой несанкционированных мест выброса золы в Панфилово я сталкиваюсь уже не первый год. И, к сожалению, жители улицы Береговая и Орловская — не единственные, кто не соблюдает установленные административным законом требования КоАП РФ, — говорит капитан полиции. — Сюда же можно включить жильцов, проживающих на улицах Советская и Весенняя.
Александр Владимирович пояснил, что суммы предусмотренных законом штрафов напрямую зависят не только от того, кто совершил правонарушение — физическое либо юридическое лицо, но и от количеств правонарушений за год.
— Штраф за утилизацию золы в неположенном месте для обычных граждан составит от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, — пояснил полицейский. – Для должностных лиц за совершение данного административного правонарушения законодательством предусмотрено наказание в виде штрафа на сумму от 10 до 30 тысяч рублей. Для юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без юридического образования, — от 30 до 50 тысяч рублей.
Что же касается выброшенных на обочину и проезжую часть Орловской улицы золошлаковых отходов, то участковый уполномоченный полиции Александр Елсуков сказал, что обязательно установит и накажет виновника, совершившего «доброе дело».
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.
Казалось бы, что в этом такого? Разве мы — не русские люди, привыкшие к таким неудобствам, что посыпанные золой улицы и дороги кажутся просто пустяком? Но на самом деле не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Заведующая отделом природопользования и природоохраны Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Елена Плесовских пояснила, что зола и шлак не просто так относятся к 4-му классу опасности.
— Угольная зола содержит множество токсичных веществ, которые негативно влияют на здоровье человека, — пояснила Елена Викторовна. – Во-первых, зольная пыль при дыхании попадает в лёгкие и может спровоцировать лёгочные заболевания — например, силикоз. Во-вторых, химические элементы, входящие в состав золошлаковых отходов, — сера, бериллий, мышьяк, хром, бор, молибден — могут привести не только к аллергическим реакциям, но и к отравлениям. Экологически безопасное хранение подобных отходов возможно только на специально оборудованных полигонах, которые создаются вдали от населённых пунктов, с чётким соблюдением природоохранного законодательства.