Вот уже более века в  преддверии весеннего праздника 8 Марта принято славить  женщину во  всех её ипостасях. Но самая главная из них – это, конечно же, материнство. И в особом ряду среди женщин-матерей стоят те, кто как родного смог принять ребёнка, рождённого другой, но оставшегося без её любви, заботы и ласки.

По информации специалистов сектора опеки и попечительства Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого МО, сегодня на территории округа проживают 5 369 детей, и 208 из них состоят на учёте в секторе опеки (это данные на 1 февраля). В 56-ти опекунских семьях воспитываются 73 ребёнка и в 83-х приёмных семьях – 138, в том числе в 12-ти из них – от трёх и более ребятишек.

Настоящим примером многодетных, при этом дружных, по-настоящему счастливых, семей уже на протяжении многих лет служат те, где приёмными мамами стали Наталья Дмитриевна Бормотова из посёлка Клейзавода и Елена Михайловна Илюшина из села Камышино. Сегодня в каждой из этих семей живут по 8 мальчишек и девчонок, которые обрели и кров, и заботу, и, конечно же, материнскую любовь, ведь если её человек не испытывает, то зачем он не только взваливает на себя тяжёлую ношу, но и принимает чужую детскую боль? Об этом же свидетельствует и тот факт, что дети, уже «выпустившиеся» из семьи Бормотовых, то есть достигшие совершеннолетия и вступившие в самостоятельную жизнь, и по сей день не забывают свою приёмную маму. Таких молодых людей сегодня уже больше 10-ти, и кто-то из них теперь и сам стал мамой или папой. А в семье Илюшиных недавно появился приёмный сын, с которым Елена Михайловна пережила несколько операций, и, забирая его, она уже тогда знала о том, через что им предстоит пройти. Однако когда мальчик впервые увидел её, он сразу же назвал её мамой, и это ещё больше растопило сердце женщины, которая уже до этого приняла решение, узнав о его нелегкой детской судьбе.

Вместе с тем, есть на территории нашего округа и «антипримеры». Как рассказывает исполняющая обязанности заведующей сектора опеки и попечительства Анастасия Игоревна Кремнёва, в прошлом году было зарегистрировано 9 случаев возврата из опекаемых и приёмных семей. Конечно, причины, послужившие этому, в каждом случае разные — смерть приёмного родителя, освобождение родителей из мест лишения свободы, отсутствие взаимопонимания между детьми и взрослыми… Но был и такой прецедент, когда женщина взяла на воспитание ребёнка и уже через две недели пришла со словами: «Забирайте!». Нетрудно догадаться, какую душевную рану она нанесла ему и сколько времени потребуется, чтобы эта рана зарубцевалась.

«Такой подход – это ужасно! – комментируют данную драматическую ситуацию в секторе опеки и попечительства. – Не понравился ребёнок – вернули… Ведь это не игрушка! Решаясь на такой шаг, надо понимать, что эти дети – не простые. Ни характером, ни здоровьем, ни судьбой. К сожалению, многие к такому не готовы».

Чтобы исключить количество возвратов из приёмных и опекаемых семей, где  по понятным причинам чаще всего опекунами становятся бабушки, дедушки и другие родственники, или хотя бы свести их до минимума, специалисты сектора опеки и попечительства постоянно проводят профилактические беседы, педагоги и психологи консультируют их в центре психолого-медико-социального сопровождения. Также в этом направлении работает и программа сопровождения под названием «Родительский дом – начало начал». Не остаются один на один с возникшими проблемами и те замещающие семьи, где не сложилось взаимопонимания между детьми и взрослыми. Каждая конфликтная или кризисная ситуация – это предмет пристального внимания, и в её разрешение вовлекаются самые разные специалисты — психологи, социальные педагоги, учителя и др.

В целом же в последние годы у нас наметилась тенденция к уменьшению людей, желающих создать приёмные семьи. Так, если в 2019 году их было 12, в 2020-ом – 10, то в 2021-ом – только пять. Психолог сектора опеки и попечительства Юлия Павловна Гусельникова, которая также ведёт школу приёмных родителей, связывает это с тем, что требования к приёмным родителям ужесточаются всё больше. Если в первые годы, и даже десятилетие, после того как у нас в стране появился институт создания приёмной семьи, стать приёмным родителем было гораздо проще и со стороны государственных органов впоследствии не было такого жёсткого контроля, то сейчас всё изменилось.  В таких семьях постоянно проводятся плановые и неплановые проверки условий жизни и воспитания детей. В их ходе специалисты интересуются здоровьем и психологическим состоянием ребёнка, организацией его образовательного процесса, дополнительной занятостью и т. д. Также родители обязаны вести строгую отчётность практически за каждую копейку государственных денег, полученных на ребёнка, и тут сложность для них зачастую заключается не в том, как отчитаться практически, а как научиться основам ведения, ни больше ни меньше, документооборота.

Кроме того, как отмечает Юлия Павловна, сегодня потенциальные приёмные родители начинают понимать, что они возьмут на себя ответственность не только за жизнь и здоровье ребёнка, но и за сохранность его имущества. Как известно, сегодня, оставаясь сиротой, дети нередко получают статус собственника жилья либо какой-то доли в нём и т. д. Поэтому, по её мнению, отрицательная динамика в процессе создания приёмных семей – скорее, плюс, нежели минус.  Это означает, что в нём отсеиваются случайные люди, а значит, неизбежно будет сокращаться число возвратов детей и они будут действительно расти с мамами, которых в день 8 Марта обязательно ласково обнимут и скажут им: «Я люблю тебя!». Ведь ради этого всё и затевалось в 90-х годах прошлого века, когда в России сделали ставку на приёмную семью как на один из способов избежать сиротства…

Наталья АРТЁМКИНА.

Добавить комментарий