Ни для кого не секрет, что человек становится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками. За 43 года работы Людмила Васильевна Рубцова, учитель химии и биологии в Подгорновской школе, стала не просто педагогом, а любимым наставником для многих ребят.

Каждый из нас в детстве хотя бы раз играл в школу: усаживал перед собой игрушки и что-то с умным видом говорил. Для Людмилы Васильевны стать педагогом не было детской мечтой.

— Это можно назвать волей судьбы. В Кемеровский педагогический институт (сейчас это Кемеровский государственный университет) поступила вслед за старшей сестрой. Она училась на математическом факультете, а я решила пойти на химико-биологический. Еще в школе я полюбила эти предметы. И просто школьной программы мне было мало – я дополнительно, например, ходила на кружок по химии.

Сразу после окончания института Людмила Васильевна по распределению попала в наш район. Всего 15 дней она отработала в Мусохраново и перешла в Подгорновскую школу.

— После педагогической конференции я приехала домой, а там меня уже ждало грузотакси. Собрала вещи и переехала в Подгорное. Так здесь больше 40 лет живу и тружусь в школе, уже ставшей родной.

За столько лет работы было многое: радость и гордость за своих учеников, слезы сожаления и многое другое. Не обошлось и без шалостей юных химиков.

— Никогда не забуду, как мои ученики, оставшиеся на секундочку без присмотра, бросили кусочек натрия в пробирку с водой. Что тогда началось! У этого элемента же бурная реакция с водой: он начинает «бегать», загораться и взрываться. Испугались и они, и я. Но, слава Богу, никто не пострадал. Зато этот урок они усвоили на всю жизнь.

Сколько детских штанов и юбок было испорчено кислотой или щелочью во время занятий из-за невнимательности ребят, Людмила Васильевна сейчас и не сосчитает. Но все это мелочи. Главное, что ей удалось привить своим ученикам любовь к таким сложным предметам, как химия и биология.

— За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь: а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Увы, сегодня химия и биология для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся?

Свой ответ на этот вопрос педагог уже нашла. Мало где встретишь учителя химии, который во время своего урока читает стихи. Еще в молодости Людмила Рубцова начала собирать стихотворения на тему своего предмета. По ее словам, они ей сильно помогают объяснять ту или иную тему.

— Есть стихотворение «Однажды, друг мой закадычный» о том, как проверить, золото перед тобой или нет. Я его читаю ребятам, а сама в этот момент провожу опыт, описанный в нем. Согласитесь, и наглядно, и запомнить легко. И, конечно, каждый раз в этот момент кто-нибудь просил проверить их цепочки. Обычно, когда начинаешь урок с какого-то стихотворения, в классе царит абсолютная тишина, и тогда все внимание приковывается к тебе. А вообще, я и сама люблю поэзию, и детей к ней приобщаю. Некоторые из них сами сочиняют стихи и приносят мне.

Много выпускников каждый год успешно сдают экзамены и поступают в техникумы и высшие учебные заведения, становятся врачами и педагогами.

— Для меня, как и для многих других учителей, видеть успехи своих учеников — самая большая награда. Я считаю, что вершина педагогического мастерства – это научить учиться. В этом году хотела уходить из школы, но коллектив не отпускает. Да я и сама, наверное, еще к этому не готова. Только стоит представить, что придется сидеть дома, ничего не делать, никуда не ходить, так просто страшно становится.

Не только коллеги не хотят отпускать Людмилу Васильевну, но и сами ученики. Для многих она по-настоящему стала второй мамой, которая открыла им дверь в увлекательный мир знаний, мир химии и биологии. И они в очередной раз с удовольствием встретятся с ней на праздничной линейке.

Виктория СПИЦЫНА.

Добавить комментарий