Ни много ни мало, а ровно полжизни отдала Анна Петровна Миронова работе в Егозовском шахтопроходческом управлении. Сегодня от одного из лучших некогда в нашем городе предприятий, на котором трудилось более полутысячи человек, остались лишь воспоминания.
Чемодан, вокзал, Кузбасс
Сейчас Анна Петровна на заслуженном отдыхе, но, несмотря на это, расслабляться она себе по-прежнему не позволяет. С утра и до позднего вечера трудится бывший подземный горный мастер участка ВТБ на своей даче: ухаживает за цветником, деревьями и огородом. А ведь любовь к земле Анне Петровне Мироновой (в девичестве Августович) передалась по наследству, потому как родом она с щедрой на урожаи и богатой на замечательных, добрых людей — Белоруссии. «Родилась я в 1939 году в деревне Шеметовка Богушевского (а нынче Сенненского) района Витебской области, — вспоминает моя собеседница. – Там же, в деревне, я и школу окончила». Но прежде чем Анна взяла в руки букварь и перешагнула порог класса, пришлось ей пережить войну, голод и смерть близких людей. На той войне навсегда потеряла она отца и старшего братишку Алексея, ушедших на фронт добровольцами.
Через несколько лет, окончив школу, Анна, кинув в чемодан пару любимых платьев, подалась вслед за братом Михаилом и его женой в далёкую незнакомую Сибирь. «Супруга Михаила родом из Ленинска-Кузнецкого, — говорит она. – Познакомились они тогда, когда он ещё в армии служил. Уж не знаю, чем наш край ей понравился, но в итоге переманила она братишку к себе на родину». Так в конце 50-х годов и наша героиня перебралась в Кузбасс, который потом, как говорит она, полюбила всей душой.
Село Труд Промышленновского района стало для неё прибежищем ровно на год. Приехав, устроилась Анна в сельсовет, но долго помогать селянам решать их житейские проблемы ей не пришлось, в 1959 году перешла она в Егозовское ШПУ на новую работу. Хоть и, как сказали бы современные люди, менее престижную, но зато более оплачиваемую и вполне перспективную. И Анна Петровна, которая всегда стремилась к знаниям, перспективу эту не упустила. Получив на руки диплом машиниста подъемника, она отправилась на строительство школы №20, а после — в посёлок Никитинский, где полным ходом шла стройка.
От машиниста — до мастера
Свою первую заработную плату – целых 1200 рублей — Анна Петровна потратила вовсе не на наряды и кино, а на то, чтобы перевезти свою любимую мамочку Марию Кирилловну в Кузбасс. «По тем временам сумма, которую я получила на руки, была баснословной, — вспоминает она. – Мне с лихвой хватило её не только на дорогу туда и обратно, даже на жизнь кое-что осталось».
А потом Анна познакомилась со своим будущим мужем Виктором Ивановичем Мироновым. Молодой, весёлый парень покорил её сердце. Чуть позже молодые расписались. И в 1964 году в их семье появилась на свет замечательная малышка, которую супруги назвали Ларисой.
Через год, истосковавшись без работы, Анна Миронова приняла решение поступить в Ленинск-Кузнецкий горный техникум по специальности мастера вентиляции и техники безопасности. А пока училась, вместе с другими такими же работягами трудилась наша героиня в шахтах по всему нашему региону. «Мы проводили подготовительные выработки, — рассказывает она. – То есть, по сути, готовили шахту к выдаче угля». Анна Петровна и по сей день помнит, какие ощущения она испытывала, спускаясь в шахтовой клети на глубину более двухсот метров. «Мне всегда нравилось работать под землёй, в шахте. Атмосфера там царит особенная, совсем не такая, как на поверхности. Там даже дышится совсем по-иному, наверное, оттого, что туда каждую минуту нагнетается столько воздуха, что его с лихвой хватило бы сотне тысяч человек, — говорит моя собеседница. – А ещё там зимой и летом держится постоянная температура, примерно плюс 16-18 градусов». Не пугало нашу героиню и то, что на отдельных участках их бригаде приходилось трудиться почти в полутьме.
По долгу службы успела Анна Петровна Миронова побывать на многих шахтах нашего города. Ей довелось даже спускаться в междуреченскую шахту «Распадская». Частенько вместе с ней под землю уходил и её супруг Виктор Миронов, который работал бригадиром проходчиков участка №3.
Листаем, вспоминаем
Когда в середине 80-х годов женщин из шахт начали выводить на поверхность, Анне Петровне пришлось сменить привычную подземную обстановку на тесный и душный кабинет служащего отдела кадров. Первое время, глядя в окно с тоской, вспоминала она, как составляла схемы и готовила расчеты для того, чтобы ожила, задышала шахта и начала выдавать на-гора чёрное золото. И как потом ходила по шахтовым забоям, собирая пробы на газообильность.
Хоть и не была лёгкой, безопасной работа под землёй (за годы всякое случалось), но всё же за столько лет успела она к ней привыкнуть. А ещё успела она привыкнуть к коллективу, с которым крепко-накрепко сдружилась. «Мне посчастливилось трудиться с прекрасными, знающими своё дело людьми, такими как Анатолий Трубников (он в ЕШПУ маркшейдером работал) и главным инженером Борисом Корецким. Кстати, их позже пригласили на работу в КузПИ, — вспоминает ветеран труда. – В своё время трудились у нас главными инженерами не только Борис, но и другие асы своего дела: Анатолий Сандаков, Петр Сыркин, Григорий Баранов».
Со временем человек привыкает ко всему, вот и Анна Петровна Миронова смирилась и привыкла к новой работе, которую через несколько лет ей пришлось сменить на должность мастера производственного обучения. А когда в начале «нулевых» Егозовского ШПУ не стало, наша героиня ушла на заслуженный отдых, чтобы посвятить его детям, которые пошли по стопам своих родителей. Сын Виталий трудится на шахте «Заречная», а дочь Лариса — на шахте «Байкаимская».
Сегодня память о том времени, когда Егозовское шахтопроходческое управление гремело не только на весь город, но и Кузбасс, ветераны ликвидированного предприятия бережно хранят в своём альбоме. Листая страницы с пожелтевшими фотографиями, моя собеседница неожиданно вспомнила: «Знаете, каких трудов стоило нашему совету ветеранов, во главе которого уже не первый год стоит Нина Степановна Кислицина, вернуть на родину, в Ленинск-Кузнецкий, архив ЕШПУ, который хранился в коробках под навесом в поселке Абагур-Лесной?». А ещё Анна Петровна рассказала о том, что совет ветеранов каждый год помогает бывшим работникам с выпиской пайкового угля.
На прощанье, пожав руку ветерану угольной промышленности, я поинтересовалась: «Не страшно было под землю спускаться? Вы ведь совсем ещё молоды были в то время». Ненадолго задумавшись, Анна Петровна тихо сказала: «Когда любишь свою работу, то и она к тебе в ответ с душой относится».
Дарья Нечаева.
Фото автора и из архива совета ветеранов Егозовского ШПУ.