Только за один совместный рейд работники МЧС России, полиции, управления социальной защиты населения, а также педагоги социально-реабилитационного центра «Радуга» прошли не один километр. На прошлой неделе они побывали более чем в восьмидесяти домах на Драченинской сельской территории, где проживают малоимущие, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями и труженики тыла. Во время рейда рабочая группа не только проверила исправность пожароизвещателей, электропроводки и печей, но и провела профилактическую беседу с сельчанами.
Горе от ума
Первый адрес — и сразу же первый составленный протокол на нерадивую мамашу за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей. В старом и обветшалом бараке, в двухкомнатной квартире, где проживает многодетная малоимущая семья, впору, как говорится, вешать топор. Угарный газ, «растекшийся» по комнатам, разъедает глаза и не даёт полноценно вздохнуть. Но родительница, похоже, этого даже и не замечает. «Мы привыкшие, — говорит она. – И вообще на днях мы переезжаем, потому что здесь жить просто невозможно». Но почему-то её словам так никто и не поверил. «Мы уже сталкивались с этой семьёй, делали предупреждение по поводу неисправной печи, — заметила сотрудница социально-реабилитационного центра Анна Латышева. – Но, как говорится, воз и ныне там. Нарушения так никто и не удосужился исправить».
Чтобы сохранить здоровье малолетних деток, старший инспектор группы по делам несовершеннолетних майор полиции Анна Чекирокоева, входившая в состав рабочей группы, предложила на время переезда перевезти детей в безопасное место, где они смогут продолжить обучение, — в социально-реабилитационный центр «Радуга». «Как только переберётесь в новый дом, детишек сразу же заберёте, — пояснила Анна Геннадьевна. — Детям находиться в таких условиях просто нельзя». Женщина в ответ пообещала подумать, а затем демонстративно открыла настежь дверь, чтобы проветрить комнаты…
Что немаловажно, в установке пожарных извещателей многодетная мать не нуждалась, потому как в двух комнатах, зале и спальне, уже стояло необходимое оборудование, только вот находилось оно в нерабочем состоянии, ибо отсутствовали батарейки. «А зачем они нам нужны? — удивлённо сказала она. — Будут всё время пищать, а у меня ребёнок маленький». Пришлось комиссии приложить усилия, чтобы убедить женщину в том, что пожарные извещатели — это не просто баловство, а приборы, спасающие жизни людей.
Самоделкины не дремлют
Один адрес сменялся другим. И везде инспекторы сразу задавали один и тот же вопрос: «Есть ли в доме пожарные извещатели?». После беседы с жителями Анна Латышева раздавала памятки и напоминала сельчанам о том, как нужно поступить, если сработает прибор, «учуявший» задымление.
Проверив исправность проводки, печей и дымоходов, идем в следующий дом. «Я уже не первый год выезжаю в рейды и всякого насмотрелась. Самостоятельно «отремонтированные» электросчётчики, свисающие с потолка гирлянды оголённых проводов, держащиеся на честном слове розетки и треснутые дверцы печей — все эти нарушения для некоторых людей кажутся пустяками, — рассказывает Анна Латышева. – Я думала, что меня уже ничем не удивить. Но не так давно всё-таки нашлись «мастера»-самоделкины, которые доказали мне обратное». И Анна рассказала историю о том, как однажды во время рейда они выявили не совсем «стандартное» нарушение, когда краснинские Кулибины, местные «изобретатели», додумались привязать неисправную печную дверцу обыкновенной проволочкой к чугунной плите, причём проволочка находилась внутри топки. К счастью жильцов, их эксперимент быстро обнаружили и обязали привести всё в исправное состояние. «Похоже на то, что некоторые сельчане даже не задумываются о том, что всего лишь одна искра может стать трагедией не только для них, но и для тех, кто живёт с ними по соседству», — заключила она.
Главнее всего — порядок в доме
К слову сказать, не каждому человеку приходилось по несколько минут объяснять, зачем нужны те или иные извещатели. У большинства сельчан приборы на момент рейда уже были установлены. Ярко подмигивая красной лампочкой, они словно говорили о том, что в этом доме с пожарной безопасностью всё в порядке. Впрочем, как и со всем остальным. «Ответственных хозяев видно сразу, — говорит Анна Латышева. – У них не только во дворах порядок, но и в домах». Как выяснилось, чаще всего добросовестные хозяева встречаются не только среди тружеников тыла, но и среди людей с ограниченными возможностями.
Чего не скажешь о большинстве семей, которых можно отнести к группе риска (многодетные, малоимущие и неполные семьи. — Прим. автора). В их домах периодически во время рейдов выявляют нарушения правил пожарной безопасности.
Следующий дом, к которому протоптана незарастающая тропа, стал наглядным тому подтверждением. Заботливо развешанные в нескольких сантиметрах над натопленной печью носки, детские колготки и маечки давно высохли: пересохшие вещи скукожились. И казалось, что по краям даже немного потемнели. «У меня мал мала меньше детей, вот и стираюсь целыми днями. Верёвки на улице пока не натянули, а детские вещи сушить где-то надо», — оправдывалась мать. Пришлось разъяснять любительнице порядка, что печь — это не то место, над которым следует сушить бельё. Попутно женщину предупредили о том, чтобы она положила сверху на углярку (которая была глубиной не менее 40 см), притопочный лист. «Вы можете даже и не заметить, как от искры, выпавшей из печки, сначала загорится уголь, а затем и весь дом», — пояснили ей участники рейда.
Невооружённым глазом было видно, что хозяйка, мать троих детей, слушала наставления вполуха. «Я, конечно, положу притопочный лист, но боюсь, что долго он у меня тут не пролежит: у меня сюда кошки в туалет ходят», — едва слышно сказала женщина. «Значит, будут ваши кошки ходить на улицу! А притопочный лист должен быть на месте!» — в ответ услышала она твердые слова Анны Латышевой.
Когда мы уже вышли во двор, многодетная мать, стоя на пороге доме, сказала нам на прощание фразу, в которой, по-моему, заключена вся суть этого рейда: «Спасибо, что бережёте наших деток! У самой-то руки не всегда до этого доходят»…
Марина ЛЕВКОВИЧ.
Фото автора.