Пандемия коронавируса поставила перед школами и вузами всего мира задачу небывалого масштаба и сложности. Угроза опасной болезни заставила в кратчайшие сроки, буквально на ходу, перейти на обучение онлайн. В Кузбассе учебные заведения постепенно отлаживают новый рабочий процесс, но и проблем хватает. Каждый день получаю от людей сообщения в социальных сетях, обращения на горячую линию. Хорошо понимаю родителей: впереди — конец учебного года, детям нужно спокойно учиться, готовиться к экзаменам. Поэтому я взял под личный контроль все процессы, связанные с переходом на дистанционное обучение.
Ситуация у нас не уникальная, такие же трудности сейчас преодолевают все регионы России. На пути к дистанционному обучению нужно решить три основные задачи. Первая — скоростной доступ к Интернету. Более 160 сел и деревень Кузбасса вообще не имеют доступа к сети, во многих населенных пунктах скорость подключения не дает проводить уроки в режиме видеоконференций. Министерство цифрового развития и связи Кузбасса будет поэтапно расширять высокоскоростное покрытие при участии интернет-провайдеров и операторов мобильной связи. Вторая проблема — нехватка компьютеров. Не все семьи могут купить планшет или ноутбук каждому ребенку. Спасибо волонтерам, которые организовали благотворительную акцию и постепенно обеспечивают детей компьютерами, а также отзывчивым жителям Кузбасса, которые дарят технику нуждающимся. Но если дистанционное обучение затянется, потребуются и другие меры, прямое участие государства. Третий сдерживающий фактор — кадровый и психологический. Не все преподаватели сумели быстро перестроиться на обучение онлайн. Многие опытные квалифицированные педагоги сейчас сами сели за парты и спешно получают новые навыки, учатся работать в новой реальности. С другой стороны, школьникам и студентам нужно время, чтобы привыкнуть к дистанционному обучению и относиться к нему так же серьезно, как к занятиям в классе.
Чтобы оперативно перенастроить систему образования, нам нужно быстро узнавать обо всех болевых точках, требующих особого внимания. Поэтому прошу учителей и родителей, самих школьников и студентов: продолжайте писать мне в социальных сетях, звоните на горячую линию и сообщайте о проблемах. С каждым случаем правительство будет разбираться отдельно, с подчиненных буду спрашивать строго.
Важно сейчас поддержать преподавателей. Знаю, вам непросто, вы в авральных условиях перестраиваетесь на новый режим работы. Дистанционное обучение — это дополнительные сложности, затраты времени. Хочу подчеркнуть: ни у одного учителя или преподавателя вуза зарплата не должна быть снижена. Все надбавки, которые выплачивались до ограничительных мер — например, за классное руководство — должны выплачиваться и сейчас. Буду это контролировать.
Несмотря на ситуацию с коронавирусом, мы продолжаем системную работу по развитию образования. За два года построили восемь детских садов, три новые школы, Президентское кадетское училище. Выражение «школа будущего» уже затерлось от частого использования, но новые учебные заведения — это именно школы будущего, с классами 3D-моделирования и робототехники, современными химическими и физическими лабораториями. Цель этих проектов — не создать некую элитную систему образования для крупных городов, а обозначить новый уровень кузбасской школы. Постепенно будем подтягивать к такому уровню все учебные заведения области. Для этого работает программа «Моя новая школа» — она позволила с 2019 года отремонтировать семь школ. К концу следующего года планируем завершить ремонты еще в 25 школах. Дистанционное обучение позволило даже ускорить этот процесс.
В сельских школах, которые пока не можем отремонтировать полностью, по нацпроекту «Образование» открываем центры «Точка роста» — с современным оборудованием, медиазонами, пространствами для общения. В результате даже в отдаленных территориях появляются точки притяжения, где детям приятно находиться и получать знания. В 2019 году «Точки роста» созданы в 28 школах. Еще 41 школа получила современное оборудование — компьютеры, интерактивные доски, принтеры.
Продолжаем развивать новые форматы образования. Все они работают бесплатно, а значит, доступны детям и молодежи из семей с любым уровнем достатка. Например, за два года в Кузбассе начали работать три детских технопарка «Кванториум-42». В них школьники изучают робототехнику, учатся 3D-моделированию, осваивают виртуальные технологии.
В конце 2019 года начал работу центр по работе с одаренными детьми «Сириус. Кузбасс». В нем ребята участвуют в образовательных интенсивах, работают с лучшими педагогами страны. Также в прошлом году мы открыли первый в России центр опережающей профессиональной подготовки. Там можно получить новые профессии, которым пока не учат в вузах.
Отдельный проект, заслуживающий особого внимания — научно-образовательный центр мирового уровня «Кузбасс», который объединил ведущие вузы области. Партнерами центра стали крупнейшие промышленные компании России — они заказывают научные разработки и участвуют в формировании учебных программ.
Плотно работаем со Сбербанком, который запускает все больше проектов в сфере образования. Кузбасс — единственный регион России, где реализуются сразу три образовательных проекта «Сбербанка»: два — для школьников и один — для студентов и работающих кузбассовцев. На прошлой неделе, к примеру, начался набор на образовательную программу «ЦифроСмена», в рамках которой 600 человек смогут бесплатно освоить программирование.
Все эти проекты — ремонт школ, закупка оборудования, создание НОЦ и другие — имеют одну общую цель: дать жителям Кузбасса возможность получить качественное образование и освоить востребованные профессии. Кузбассу нужны хорошо образованные люди и грамотные специалисты. Поэтому, невзирая на нынешние сложности, мы продолжим строить в области систему доступного для всех современного образования.
Губернатор Кузбасса С.Е. Цивилев.