Бережно достав из серванта фотографию любимой супруги Александры Фирстовны, труженик тыла Михаил Филиппович Патраков, тяжело вздохнув, поставил её на место и тихо произнёс: «Не дождалась Сашенька нашего юбилея свадьбы. А ведь всего десять дней оставалось до него». С тех самых пор, как супруги Патраковы последний раз держали друг друга за руки, прошло всего лишь четыре с лишним месяца. А будто целая вечность минула…

Не бывает у любви границ

Прежде чем Михаил Филиппович поведал нам историю своей нелёгкой жизни, он, раскрыв большой и увесистый альбом с пожелтевшими от времени фотографиями, сказал: «Гляньте, какими мы с Сашенькой в молодости были красивыми да счастливыми»…

Впервые Михаил увидал свою ненаглядную Александру в клубе села Драченино, куда после тяжёлого трудового дня приходила на танцы местная молодежь. Красивая и с точёной талией девушка сразу же привлекла его внимание. Не один час он, стоя в сторонке, завороженно наблюдал за тем, как изящно и легко кружилась она в танце. А потом, не выдержав, решился подойти к ней: «Разрешите пригасить вас на вальс?» — прошептал Михаил. «Конечно!» — ответила Александра и вложила в его увесистую мужскую ладонь свою хрупкую руку. С тех самых пор они почти никогда не расставались. Разве что только тогда, когда Михаил, который трудился шофёром в местном колхозе, уезжал на несколько дней в командировки.

Колхозу, ставшему для Михаила Филипповича чуть ли не вторым домом, он посвятил всю свою трудовую жизнь. Сюда он пришёл работать в годы войны, когда был ещё девятилетним пацаненком. Отсюда же в начале 90-ых годов он ушёл на заслуженную пенсию. Сначала трудился там, куда направлял бригадир: боронил, снопы вязал, пас коров. Позже, когда немного подрос, его «повысили в должности» — назначили плугарем. С новой работой и забот у молодого человека прибавилось: теперь целыми днями, начиная с ранней весны и до самой поздней осени, он стал пропадать в поле. «Работать на земле я любил всегда, — говорит труженик тыла. — Может, потому, что родом я из хлеборобного Алтая».

Земля обетованная

Семья Патраковых перебралась в Кузбасс из Алтайского края ещё в 1940-ом году. Прихватив с собой лишь несколько котомок с нехитрыми пожитками, они, сев в поезд, отправились в край, богатый углем. Пока добирались, у главы семейства случился приступ. А спустя несколько часов его не стало. Подсевшие к ним в вагон на железнодорожной станции Юрга медики констатировали смерть от обширного инфаркта…

Оставшись одна с детьми, Марина Романовна не побоялась, не повернула обратно, а продолжила свой путь. Сойдя в Ленинске-Кузнецком, Патраковы направились дальше, в сторону Новосибирска. «Мама решила остановиться в Драченино. В то время это село было дюже большим.  И почти все, кто жил здесь, трудились в местном колхозе», — вспоминает Михаил Филиппович. В общем, посовещавшись, решили они больше не искать землю обетованную, а осесть на Драченинской земле. И землянку, свой будущий дом, в котором они проживут 10 лет, копали Патраковы всей семьёй несколько дней.

А потом началась Великая Отечественная война. Старший брат Михаила, Пётр, ушёл на фронт. Вслед за ним ушёл и средний брат Иван, только не фашистов он бить пошёл, а работать в тылу. «Ваня устроился на одну из новокузнецких угледобывающих шахт, — рассказывает труженик тыла. – В ту пору в шахтах обрушения и взрывы были не в диковинку. Бывало, что люди под завалами гибли. Вот и нашему Ивану не повезло. Не вернулся он домой с очередной смены…».

Тяжко в ту лихую пору было семье Патраковых. Марина Романовна сильно болела. И Михаил, чтобы помочь матери и сестрёнкам, старался работать за троих.

В победном 1945-м году вернулся Пётр. А спустя пять лет семья Патраковых справила себе новый дом. Избу, как и землянку, они строили всей семьёй.

Жизнь не в холостую

Не успели они отметить новоселье, как Михаилу пришла повестка в армию. Служить статного  и крепкого парня направили в пограничный гарнизон, что находился неподалёку от славного города- героя Одесса.

Вернулся в родные края Михаил ближе к осени. Устроился работать обратно в колхоз. Только на сей раз парню доверили уже не плуг, а целый молоковоз. Ближе к вечеру, выполнив все поручения бригадира, он, одев парадный костюм, отправлялся в местный клуб на танцы…

Расписались Михаил и Александра втайне от родных, спустя полгода знакомства, зимой 1956 года. «Не хотели мы с Сашенькой свадьбу справлять. Зачем деньги впустую тратить? Решили просто зарегистрироваться да съехаться. Вот и весь сказ», – вспоминает мой собеседник. Поселились молодожёны в небольшом светлом и уютном доме (на улице Молодежная), который Михаил построил своими руками.

Первое пополнение в семье Патраковых случилось в 1959 году. Долгожданную крохотную и курносую дочурку Михаил и Александра, посоветовавшись друг с другом, решили назвать Верочкой. «Может, если Бог даст, будут у нас ещё Надежда и Любовь», — рассуждали супруги. И Бог дал. И дал он им не только Наденьку и Любу, но ещё и двоих сыновей — Сергея и Виктора.

Большой семье, конечно, требовался и дом просторный. В общем, спустя несколько лет колхоз помог им справить новую крышу над головой. По-другому и быть не могло, ведь Михаил и Александра всегда были на работе на хорошем счету. В своё время Михаил Филиппович был знатным шофёром и ходил в передовиках, а его фотографию почти никогда не снимали с Доски почёта. «Как-то раз, в 1986 году, мне даже премию 100 рублей дали за экономию горючего», — улыбаясь, вспоминает он.

А ведь, действительно, нагрудных знаков да медалей у труженика тыла и ветерана труда столько, что и не счесть. Есть среди них и такие, которые особо дороги его сердцу. Например, «За освоение целинных земель» и «За труд во имя Победы». Даже удостоверение за работу без аварий имеется. Больше полувека, пока были силы, Михали Филиппович сидел за рулём сначала колхозной машины, а затем, уже после того как вышел на пенсию, пересел он за руль собственного грузового автомобиля, который сам же своими руками и собрал. «Пока машина была на ходу, я на ней даже в Новокузнецк ездил», — отметил мой собеседник.

Сейчас ремонтировать машину девяностооднолетнему Михаилу Филипповичу некогда. С приходом весны забот у него, как у любого доброго хозяина, прибавилось. «Сейчас земля подсохнет — нужно будет огород вскапывать. Не зря же я мотоблок в прошлом году купил. Да и опять же рыбку поудить охота. Я уж и удочки приготовил. Жаль, что после рыбалки дома меня моя Сашенька больше не будет ждать», — закрыв увесистый альбом, сказал Михаил Филиппович…

Марина ЛЕВКОВИЧ.

Фото из архива семьи Патраковых.

 

Добавить комментарий